Полный вперед! Такой разный 4WD

Если Вы не заядлый и искушенный джиповод, то Вам будет полезно знать "секрет" 4WD-автомобилей, чтобы не заблуждаться при покупке полноприводного авто. Почти все "полноприводные" автомобили, которые Вы видите на улицах, на самом деле вовсе не являются полноприводными.

Конечно, продавцы говорят, что продаваемый ими автомобиль – полноприводный. И вы свято верите,что купили 4WD автомобиль. Однако, большинство из этих автомобилей имеют непостоянный привод на все колеса, так называемый "part-time". То есть в городских поездках Вы должны иметь включенный привод только задних или передних колес.

Все системы полного привода можно разбить на следующие категории:

Группа 1: Part Time
Буквальный перевод термина "part-time" означает - "частичное время", то есть передается смысл, что полный привод можно включать только кратковременно, на скользкой, мокрой дороге. Иначе Вы повредите всю трансмиссию. Все это по причине отсутствия в таких системах межосевого дифференциала. Нижеперечисленные автомобили используют систему "part-time", в которой передний мост должен быть отключен, если Вы передвигаетесь по дороге с твердым покрытием. Когда передний мост подключен, передние и задние колеса вращаюся с одинаковой скоростью. То есть, когда Вы поворачиваете, колеса начинают проскальзывать. Это не очень заметно на поворотах большого радиуса, но на крутых - передние колеса начинают проскальзывать и можно просто "улететь" с дороги. Владельцы подобных полноприводных автомобилей, не покоряющие бездорожье, на самом деле, имеют простой заднеприводный автомобиль, имеющий (ввиду особенностей конструкции внедорожников) более худшие характеристики управляемости, тормозные качества, более высокий расход топлива. Эта группа подходит для бездорожья, но бесполезна на асфальте.

  • Chevy Blazer
  • Infiniti QX56
  • Jeep Cherokee (в стандартной комплектации - раздаточная коробка Command Trac)
  • Jeep Wrangler
  • Jeep Liberty (с раздаточной коробкой Command Trac)
  • Mitsubishi Montero Sport/Mitsubishi Pajero Sport
  • Nissan Pathfinder (Terrano)
  • Nissan Terrano II
  • Nissan Patrol
  • Kia Sportage (1993-2002)
  • Land Rover Defender (опционально)
  • Land Rover S1, S2, S2A, S3
  • Mercedes G-class (до 1989 года)
  • Ssangyong Kyron
  • SsangYong Rexton (в комплектации с механ. коробкой)
  • Suzuki Vitara (до 2005 года)
  • Suzuki Jimny
  • Toyota 4-Runner (до 1999 года)
  • Toyota Land Cruiser (в базовой комплектации, особенно с дизельным двигателем, может поставляться с "part-time" раздаточной коробкой)
  • УАЗ

Группа 2: On demand - автоматизированный Part Time
«On demand» - в буквальном переводе означает "по требованию", т.е. второй мост подключается по мере необходимости. Момент необходимости подключения второго моста определяет автоматика, а не водитель. Автомобиль едет в режиме заднего привода, пока задние колеса не начинают проскальзывать. В этом случае система подключает передний мост и передает на него часть крутящего момента. Это означает, что Вы все еще имеете заднеприводный автомобиль, но после начала пробуксовки задних колес, система начинает Вам помогать. В большинстве случаев, слишком поздно. Есть системы, где автомобиль постоянно движется на переднем приводе, а при проскальзывании подключается задний мост. Суть от этого не меняется. Считается, что это хорошие системы для снега. Эта группа хороша для использования на снегу, но в остальном не так хороша, как должно быть.

  • Acura SLX
  • BMW X3 (система XDrive)
  • BMW X5 с 2004 года (система XDrive)
  • Chevy Tahoe
  • Chevrolet Captiva
  • Chevrolet TrailBlazer
  • Cadillac Escalade (до 2002 года, раздатка NV246, интересно решенный, автоматизированный part-time)
  • Fiat Panda
  • Fiat Sedici
  • Ford Expedition
  • Ford Kuga
  • Infinity EX
  • Infinity QX-4
  • Infiniti FX35
  • Infiniti FX
  • Honda CRV
  • Honda Element
  • Hyundai Santa Fe (с 2007 года)
  • Hyundai Tucson
  • Hyundai ix55
  • Kia Sportage (с 2004 года)
  • Kia Sorento (с 2008 года)
  • Land Rover Freelander
  • Lexus RX450h
  • Mitsubishi Outlander XL
  • Nissan Murano
  • Nissan X-Trail (постоянно подключен передний мост, задний подключается при проскальзывании переднего)
  • Nissan Pathfinder (с раздаточной коробкой All Mode 4x4)
  • Nissan Qashqai
  • Jeep Grand Cherokee/ZJ (С 96 года, с раздаточной коробкой Quadra Trac, на передний мост там постоянно передается всего лишь 5% крутящего момента, т.е. он почти отключен)
  • Jeep Grand Cherokee/WJ (с раздаточной коробкой Quadra Trac II)
  • Skoda Yeti
  • SsangYong Rexton (в комплектации с автомат.коробкой)
  • Suzuki SX4
  • Toyota RAV4 (третье поколение, с 2006 года)
  • Volkswagen Tiguan
  • Volvo XC60
  • Volvo XC90

Группа 3: Городской Full Time
Следующие автомобили имеют межосевой дифференциал и работают все время в действительно полноприводном режиме, давая Вам полноприводные возможности в городском цикле движения. Но конструкция соединения между передним и задним мостом позволяет им проскальзывать относительно друг друга (отсутствует блокировка межосевого дифференциала), что, вообщем-то, хорошо для городского режима, но не идеально для бездорожья. Эта группа хороша для шоссе, города и плоховата на бездорожье.

  • Audi Q7 (понижающая передача отсутствует)
  • Audi Q5 (понижающая передача отсутствует)
  • Cadillac Escalade (с 2002 года, раздатка NV149, понижающая передача отсутствует)
  • Ford Explorer
  • Hyundai Santa Fe Classic (несимметричный дифференциал 60:40, блокируемый вискомуфтой)
  • Lexus RX350
  • Mitsubishi Pajero iO
  • Land Rover Discovery II (с 2002 года блокировка может присутствовать)
  • Toyota RAV4 (до 2006 года)
  • BMW X5 до 2004 года (full-time, но понижающая передача отсутствует)
  • Jeep Grand Cherokee/ZJ (До 96 года,с раздаточной коробкой Quadra Trac, full-time раздатка с понижающей передачей, но не имеет полной блокировки межосевого дифференциала - только частичную, вискомуфтой)
  • Jeep Grand Cherokee/WK (в комплектации с раздаточной коробкой NV140 - отсутствует пониженная) Subaru Tribeca

Группа 4: Full Time, на дороге и вне дорог
Нижеперечисленные автомобили имеют настоящую систему "full-time" и, что не менее важно, блокировку межосевого дифференциала. То есть эти автомобили действительно сконструированы для работы в режиме постоянного полного привода на дорогах с твердым покрытием и имеют также отличные внедорожные качества. Это самый идеальный набор, он может быть выполнен конструктивно разными путями, хуже или лучше. Для чего нужна блокировка межосевого дифференциала? Данная система блокирует возможность одного колеса крутиться независимо от своей пары. То есть, если одно из колес оказывается навесу и теряет контакт с дорожной поверхностью, то блокировка межосевого дифференциала не позволяет ему крутиться вхолостую, а распределяет крутящий момент одинаково между обоими колесами оси. При включении этой системы оба колеса крутятся с одинаковой скоростью. Это позволяет автомобилю скорее выбраться из того положения, в котором он оказался. Эта группа может все. В неё входят настоящие бескомпромиссные покорители бездорожья. Практически все модели из верхнего ценного сегмента, тем более отрадно видеть среди них доступные автомобили - Suzuki Grand Vitara II (от 1,0 млн.руб.), Mitsubishi Pajero (от 1,45 млн.руб.), Mitsubishi Pajero Sport (от 1,4 млн.руб.) и Lada Niva (от 310 000 руб.).

  • Hummer
  • Land Rover Discovery
  • Land Rover Defender
  • Lada Niva
  • Mitsubishi Pajero
  • Mitsubishi Pajero Sport с 2008 года
  • Jeep Cherokee (с раздаточной коробкой Selec Trac)
  • Jeep Liberty (с раздаточной коробкой Selec Trac)
  • Jeep Grand Cherokee (ZJ) (с раздаточной коробкой Selec Trac)
  • Jeep Grand Cherokee (WJ) (с раздаточной коробкой Selec Trac)
  • Jeep Grand Cherokee/WK (в комплектации с раздаточной коробкой NV245)
  • Mercedes G-class (с 1989 года) Mercedes ML-320 (электронная блокировка, наличие понижающей передачи, но дизайн кузова не для бездорожья)
  • Range Rover
  • Suzuki Grand Vitara II (с 2005 года)
  • Toyota / Lexus Land Cruiser
  • Toyota Prado
  • Toyota 4-Runner (с 1999 года и опционально)
  • Toyota Sequoia
  • Volkswagen Touareg
4HN
4L Lock4H Lock

Время не стоит на месте и списки автомобилей в группах могут меняться, но они показывают, как неискушенный покупатель может быть одурачен. Хуже всего, что продавцы внедорожников, зачастую, тоже не имеют понятия об этих различиях.

В данном обзоре использованы материалы статьи «An SUV Buying Guide» с сервера Chrysler-Plymouth-Dodge Central.

25.02.12, Татьяна Т.

Мнение автора может не совпадать с официальной позицией компании.