Главная » Статьи, «Заметки риэлтора», законодательство » ЦКАД. Нам любые дороги дороги! Лишь бы они были дорогами

ЦКАД. Нам любые дороги дороги! Лишь бы они были дорогами

Ещё одно Волшебное кольцо - а стоит ли ЦКАД таких затрат? Уже с 2006 года мы замираем от страха, пугаемся любых слухов о новом маршруте сей грандиозной стройки века. Но пока никаких серьезных подвижек не произошло. Оно и понятно — неоднозначный проект, как ни крути.

Министерство транспорта РФ подсчитало, что стоимость строительства платной Центральной кольцевой автодороги в Московской области (ЦКАД) составит 350 млрд. рублей. Проект будет реализован с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Предполагается, что средства Инвестфонда составят не более 50%, а остальная сумма будет профинансирована из бюджета Московской области и средств частных инвесторов.

Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения: Московское малое кольцо и Московское большое кольцо (т.н. «бетонки»), на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва – Минск, протяженностью 41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург, протяженностью 38,6 км). Общая протяженность ЦКАД составит 520 км. Планируемое количество полос – от 4 до 8 в каждую сторону. Предполагается строительство 72 развязок с автодорогами и 19 железнодорожных переездов. Максимально разрешенная скорость 150 км/час.

Проезд по ЦКАД будет платным, стоимость проезда составит для легкового транспорта 3-5 рублей, для грузового транспорта – около 10 рублей.

При реализации проекта земельный коридор может “гулять” в пределах 20-30 метров от новой дороги, а сами участки будут изыматься у нынешних собственников в установленном законом порядке.

Предполагается, что владельцы таких участков будут получать денежную компенсацию исходя из рыночной стоимости земли в каждом районе, либо им будут предоставлены аналогичные участки в других районах.

Однако, как считают эксперты, процесс выкупа земли под ЦКАД может растянуться на неопределенное время. В случае несогласия собственник изымаемого участка может затеять судебное разбирательство, а хозяйственные споры в российских судах, по словам специалистов, обычно рассматриваются “неспешно”. Правда, сроки строительства новой магистрали будут зависеть не только от темпов выкупа земельных участков. Как сообщают представители ФГУП “Дороги России”, сейчас пока не готова даже концепция инвестиционного проекта строительства ЦКАД. В настоящее время сотрудники унитарного предприятия заняты изучением документации, подготовленной зарубежными экспертными компаниями, и лишь после этого концепция будет окончательно сформирована и направлена в Министерство транспорта РФ.

Проект ЦКАД, если взглянуть на карту, имеет такую странную «петлю» на западе области, получивший из-за неё прозвище «Кольцо с грыжей». Поскольку большая его часть должна была пройти по и вдоль А-107 («первой бетонки»), в то время как западная часть — по и вдоль А-108 («второй бетонки») с соединением этих «обломков» по Минке и дублеру Ленинградки. Согласно последнему официально опубликованному проекту трассы ЦКАД, Минское шоссе из дела вышло (здесь А-107 и А-108 будут соединены новым участком между Киевским и Калужским шоссе). Одной из первых одобренных заявок на средства из Инвестфонда оказался платный участок дороги для дополнительного выхода на МКАД с федеральной трассы М-1 «Беларусь» (Москва-Минск). Хитрость в том, что, обогнув Одинцово, трасса раздваивается, и в то время, когда один отрезок соединяет ее с Минским шоссе, другой направляется к Рублево-Успенскому. То есть за счет Инвестфонда получается долгожданное шоссе-дублер для жителей самого престижного района Подмосковья. Это крайне важно лично для обитателей Рублевки, но приличия требовали найти какое-то другое обоснование проекта. И оно было найдено. Это необходимость... разгрузить напряженный участок Минского шоссе, которое является частью международного транспортного коридора №2, все тот же «Лондон — ... — Екатеринбург».

Остаются вопросы по стоимости ЦКАД. Три года назад заявлялось, что бюджет проекта составит 231 млрд. руб. общих инвестиций. Делим на общую протяженность дороги — 442 км — получаем цену 1 км строительства в 523 млн. руб. Строительство еще не началось, а в марте прошлого года генеральный директор ОАО «ЦКАД» Эрик Бутулов назвал новую стоимость проекта — 469 млрд. рублей. До каких сумм она дойдет к моменту, когда наконец, начнется строительство, пока не известно. Но цена 1 км ЦКАД уже приблизилась к 1,1 млрд. рублей или $45 млн по курсу марта прошлого года. Сегодня смету придется переписывать, и в долларах или евро, наверное, получится меньше. Но все равно вдвое больше, чем стоимость строительства одного километра немецкого автобана. Или в четыре раза. Поскольку около половины ЦКАД пройдет по «реконструируемым» первой и второй «бетонке» (А-107 и А-108), а также по проектируемому платному дублеру Ленинградки в обход Химок.

Есть мнение, что строительство ЦКАД благотворно отразится на рынке загородной недвижимости, так как повлияет на развитие инфраструктуры 20-40 километровой зоны от Москвы, на развитие коммерческой недвижимости вокруг ЦКАД. Земля, непосредственно примыкающая к ЦКАД, которая сейчас является просто обочиной, станет местом для создания придорожной коммерческой инфраструктуры. Скорее всего, цена на землю в районе ЦКАДа, которая подходит для коммерческого использования, повысится.

Но что уже яснее ясного: строительство дорог приносит и заказчикам, и подрядчикам, и другим его участникам, массу радостей в денежном эквиваленте. Но что в действительности получится из задуманного властями проекта, пока не знает никто.

01.04.2012, Татьяна Т.

Мнение автора может не совпадать с официальной позицией компании.